Tilda Publishing
Отрасли экономики
Отраслевая аналитика и прогноз по ключевым отраслям.
Оценка экспортного потенциала

13.10.2023
Повышение уровня жизни, особенно в Африке и Азии приведут к увеличению спроса на энергию. В структуре источников производства энергии будет повышаться доля газа, атомной энергетики, ВИЭ и водорода. Вплоть до 2050 года на углеводороды будет приходиться более половины первичных источников энергии. В сценариях МЭА только по низкоуглеродному сценарию существует потенциал для снижения потребления энергии, в большей степени за счет электрификации и повышения энергоэффективности на транспорте и в теплоснабжении. Наибольшей неопределенностью отличаются долгосрочные прогнозы природного газа/СПГ. Даже с учетом ужесточения налогов и платежей за выбросы СО2 достичь чистого нулевого уровня выбросов к 2050 году малореалистично. Чем жестче ограничение выбросов и выше доля водорода и ВИЭ, тем выше капиталоемкость энергетики и выше стоимость энергии.
Читать далее
13.07.2023
Агропромышленный комплекс сохраняет более высокую устойчивость в отличии от других секторов экономики и ВВП в целом. Хотя вклад АПК в динамику ВВП относительно небольшой, среднегодовой темп роста сельского хозяйства существенно выше среднегодового темпа роста экономики в целом. По прогнозу Института ВЭБ, производство продукции сельского хозяйства в 2023 году снизится на 3,3% в связи с сокращением урожая зерновых культур после рекордного уровня 2022 года. При этом положительный вклад в индекс производства продукции сельского хозяйства внесет производство масличных культур, сахарной свеклы и овощей. Также прогноз основан на продолжении тенденции по наращиванию продукции животноводства. Производство пищевой продукции вырастет на 4,6%. В целом агропромышленный комплекс (сельское хозяйство и пищевая промышленность) покажет рост на 1%. Стоимостной объем экспорта продовольствия вырастет, но финансовое состояние АПК ухудшится.
Читать далее
17.05.2023
Система координат и стратегические приоритеты развития стран существенно скорректировались ввиду российско-украинского конфликта. Возникла ситуация, которая позволила обнажить истинность намерений и возможность стран по осуществлению энергетического перехода. Ограничительные меры, введенные недружественными странами в ответ на проводимую Российской Федерацией специальную военную операцию (СВО), приводят к возникновению глобального энергетического кризиса: снижению доступности энергоресурсов, резкому повышению их стоимости и глобальному изменению транспортных потоков и рынков сбыта. Основные направления будущего развития мировой энергетики как бы ставятся под вопрос: экспоненциальный рост возобновляемой энергии в КНР и временный возврат к привычным видам энергии в ЕС; например, повсеместная электрификация в развитых странах и недостаток энергии в развивающихся.
Читать далее
28.04.2023
Нефтегазовый комплекс перед новыми вызовами. Санкции и поворот на Восток. Снижение или замедленный рост мирового потребления углеводородов. Развивающиеся страны как новый источник спроса на доступную энергию, несмотря на климатические риски, и потребность в снижении потребления угля. Новая конфигурация мировой энергетической инфраструктуры и возможность формирования единой Евразийской энергетической инфраструктуры. Технологический суверенитет и реализация потенциала импортозамещения. Смещение вправо проектов, связанных с устойчивым развитием (в соответствии с принципами ESG), необходимость стимулирования реализации проектов по повышению энергетической и экологической эффективности и безопасности.
Читать далее

Development perspectives of the oil and gaz complex (англоязычная версия презентации)
16.12.2022
Газовая отрасль сейчас находится перед новыми вызовами: санкции и поворот к снижению добычи газа и экспорта трубопроводных поставок газа в европейском направлении; вероятность нового скачка цен на газ в связи с его дефицитом летом — зимой 2023 года; поворот на Восток и взвешенная линия КНР в части диверсификации импортеров газа; ужесточение конкуренции на рынке СПГ; технологический суверенитет оборудования СПГ; перспективы повышения внутреннего спроса в связи с газификацией регионов и потенциалом развития газохимии; зеленая повестка — сдвиг вправо и неизбежность новых барьеров и издержек.
Читать далее
02.12.2022
Транспортная система — основа устойчивого развития экономики. Снижение доли ТК в ВВП — оборотная сторона повышения его эффективности. На транспорт приходится более 2,6% от общего количества занятых в экономике и около 7−7,5% от всех инвестиций в основной капитал по экономике. Стратегии развития транспортного комплекса требовали более высоких инвестиций. Наибольшее отставание от стратегических целей — в железнодорожной инфраструктуре.
Читать далее
23.08.2022
Первоочередные меры и среднесрочные задачи промышленно-технологической политики: перенастройка логистических цепочек импорта и экспорта; наращивание мощностей по выпуску отечественной продукции; поворот экспорта на Восток; импортозамещение критических видов продукции; финансовые условия (доступные и длинные деньги); подготовка квалифицированных кадров. Долгосрочные задачи: новые технологии и научно-технологические заделы; создание наукоемких производств, обеспечивающих технологический суверенитет; продолжение диверсификации и индустриальное обеспечение национальных проектов.
Читать далее
09.06.2022
Ограничительные меры, инициированные Западом против России, резко изменили условия функционирования российской экономики. В отличие от ковидного кризиса 2020 года, где эпицентром спада были сфера услуг и транспорта, в текущей ситуации наибольший спад ожидается в сфере промышленности, строительства и транспорта. Экономическая блокада России со стороны Запада будет продолжаться долго, поэтому наряду с первоочередными стабилизационными мерами необходимы средне- и долгосрочные преобразования, направленные на преодоление накопившихся структурных окон уязвимости и решение прорывных технологических задач.
Читать далее
24.11.2021
Российская Федерация занимает 8 место по промышленному производству и 13 место по производству в обрабатывающей промышленности. Производительность в обрабатывающей промышленности растет достаточно быстро, но ее уровень отстает от среднемирового. Промышленность дает 24,4% ВВП России, обрабатывающие отрасли — 13,3% (2020 г.). Намечается переход к индустрии 5.0 — от промышленности товаров к промышленности передовых сервисов в рамках жизненного цикла. Россия как самостоятельный разработчик многих критических технологий может стать центром притяжения для стран, отстаивающих свой технологический суверенитет, выступить как экспортер и мировой интегратор технологического суверенитета.
Читать далее
21.10.2021
По прогнозу Института ВЭБ. РФ в 2021 году индекс производства продукции сельского хозяйства составит 101,3%, в том числе по растениеводству — 101,5% в сопоставимых ценах. На развитие сельского хозяйства на период до 2030 года во многом будут влиять факторы, обусловленные прохождением следующих развилок: увеличение посевных площадей согласно принятой Госпрограмме по вовлечению в оборот земель сельхозназначения; реализация намеченных целей по развитию мелиорации; эффективность противоэпизоотических мероприятий; реализация энергоперехода в целях сокращения выбросов парниковых газов.
Читать далее
17.09.2021
Цель новой промышленной политики — технологический суверенитет и переход к новой наукоемкой высокотехнологичной промышленности. Целевые ориентиры: промышленность, входящая в 10-ку мировых лидеров по уровню конкурентоспособности на 5−10 мировых рынках (вооружение и военная техника, авиация, космос, химическая, нефтегазовая промышленность, деревообработка, алюминий, платина, никель, редкоземельные металлы, гелий) и в 5-ку стран по объему промышленного производства (сейчас — 7 место); рост промышленного производства как минимум на 19% в 2024 году (по отношению к 2020-му) и на 46% в 2030 году; повышение темпов роста промышленности до 4,3% в 2021—2025 годах.
Читать далее
02.08.2021
Объем экспорта зерна в 2020 году составил около 36% от его производства. Экспорт зерна в январе-мае 2021 года поддержан высокими мировыми ценами. Высокие мировые цены на сою увеличили ее вывоз в январе-мае 2021 года несмотря на введенные пошлины (при этом более 90% всего объема соевых бобов поставлено в Китай). Объем экспорта семян подсолнечника в 2021 году по прогнозу может сократиться почти на 60% от уровня прошлого года из-за действия пошлины. Снижение объемов экспорта основных культур (кроме сои), вместе с тем, не привело к существенному росту экспорта продуктов их переработки. При этом, несмотря на недозагруженность МЭЗов, можно ожидать рост мощностей по переработке масличных культур.
Читать далее
20.04.2021
Развитие низкоуглеродного транспорта в России должно опираться не на один-единственный вектор технологического развития, приоритетный для западноевропейских рынков, а на сбалансированный подход к различным видам технологических решений по снижению углеродного следа и развитию технологий безопасного движения, включая автономное управление движением. В России есть значительный потенциал совершенствования двигателей ДВС и особенно использования газомоторного топлива и гибридных ДВС.
Читать далее
11.02.2021
Драйверами развития промышленности станут лесопромышленный и химический комплексы и машиностроение. Зеленая экономика придаст дополнительный толчок развитию ВИЭ. Развитие ТЭК замедлится, при этом предполагается рост производства СПГ и увеличение глубины переработки нефти. Основные производители нефтехимии в долгосрочной перспективе станут нетто-экспортерами. Ввод дополнительных мощностей по производству целлюлозы и углубление переработки древесины в связи с запретом на экспорт кругляка приведут к устойчивому росту экспорта продукции ЛПК.
Читать далее
Вам также может быть интересно:
Вам также может быть интересно:
07.11.2023
Бюллетень подготовлен с целью анализа опыта и современных тенденций развития транспорта в России и за рубежом, роли отрасли в повышении качества жизни населения и перспектив снижения негативного воздействия транспортного комплекса на окружающую среду. Транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей экономики. Транспортный комплекс обеспечивает географическую связанность страны и экономическую связанность всех видов хозяйственной деятельности, формирует основу для эффективной работы производственной и социальной инфраструктуры, способствует повышению мобильности и росту благосостояния населения. Работа транспортного комплекса оказывает непосредственное воздействие на такие показатели, характеризующие уровень развития экономики, как ВВП, ВРП, занятость населения. Так, доля транспорта в ВВП в большинстве стран колеблется в пределах 4‑9%, при этом отрасль обеспечивает от 3 до 8% занятости населения. В России в 2022 г. доля транспорта в структуре ВВП достигла 5,6%. В отрасли работало 1,961 млн чел., что составляет 2,7% общего количества населения, занятого в экономике.
Читать далее
23.10.2023
Мировая экономика замедляется на фоне сохраняющейся высокой инфляции и ужесточения денежно-кредитной политики. По оценке МВФ, рост мировой экономики замедлится с 3,5% в 2022 году до 3,0% в 2023 и 2,9% в 2024 году. В среднесрочной перспективе темпы роста будут держаться на уровне чуть выше 3% в год, что ниже доковидных. Прогноз Института ВЭБ более консервативен: рост мировой экономики в 2023 году может составить около 2,5%. В ряде крупнейших экономик мира (США, Германии и Великобритании) в конце 2023 — начале 2024 года может даже произойти кратковременный спад. Высока вероятность долгового и банковского кризисов в отдельных странах и регионах. В среднесрочной перспективе темпы роста мировой экономики составят около 3% в год. Замедление экономик ряда крупнейших стран будет сдерживать рост мирового потребления углеводородов. Также предполагается продолжение мирового геополитического кризиса. Предполагается продолжение украинского конфликта в течение 2023−2024 годов, что приведет к отвлечению существенного объема ресурсов от задач развития как в России, так и в целом в мировой экономике. Предполагается сохранение антироссийских санкций в среднесрочном периоде, действие вторичных санкций может усилиться. Сложная геополитическая ситуация будет оказывать повышающее воздействие на сырьевые цены и энергоносители.
Читать далее
21.09.2023
Удельный вес научно-технологического комплекса России в ВВП за последние 10 лет постепенно повышался. Основной прирост шел за счет высоко- и среднетехнологичных секторов экономики при сокращении доли научного сектора (с 1,7% в 2013 году до 1,4% в 2021 году). Ограниченное повышение доли секторов здравоохранения и образования, но до 2025 года в соответствии с проектировками бюджета — сокращение.
Читать далее