Обзор событий в Китае (22 - 28 ноября 2021)

Обзор событий в Китае (22 - 28 ноября 2021)

Экономика Китая: политика, оценки, прогнозы

В Китае готовятся к последнему крупному событию в экономической жизни текущего года – традиционно проводимому в декабре Центральному экономическому совещанию, на котором определяются основные направления экономической политики на предстоящий год. Как правило, перед Совещанием проходит также заседание политбюро ЦК КПК, которое дает оценку текущей экономической ситуации и вырабатывает главные установки экономического курса.

Экономическое положение Китая во второй половине текущего года совершенно явным образом усложнилось, темпы экономического роста замедлились, уровень производственной инфляции поднялся до рекордных уровней, эпидемиологическая ситуация продолжает оставаться неустойчивой. Несмотря на проводимую властями жесткую политику «нулевой терпимости» к вирусу, локальные вспышки Covid-19 в различных регионах страны не прекращаются, что не может не отражаться на состоянии экономики и настроениях участников рынка. В этой связи заметно усилившееся внимание к вопросам экономики со стороны и правительственных ведомств и экспертного сообщества выглядит вполне объяснимым и обоснованным.

Премьер Госсовета Ли Кэцян в начале недели (22 - 23 ноября) совершил инспекционную поездку в Шанхай
В Шанхае премьер провел совещание по экономическим вопросам с руководством ряда городов и провинций. В своем выступлении Ли сделал акцент на трудности переживаемого китайской экономикой момента, вновь повторил тезис о «новом нисходящем давлении» на нее, потребовал от местных руководителей обратить первостепенное внимание на вопросы сохранения занятости, сохранения функционирования базовых систем социального обеспечения, особо выделив продолжение работы по стабильному обеспечению населения теплом, поддержания работы основной массы субъектов рынка с упором на сохранение и развитие субъектов малого и микропредпринимательства. Вместе с тем он предостерег местных руководителей от проведения мер экономической политики в духе «кампанейщины», «прямолинейного забегания вперед», использования метода «стричь всех под одну гребенку», которые особенно явно проявились в середине года и стали одной из причин разразившегося осенью энергетического кризиса.

В складывающихся обстоятельствах правительство Китая не может игнорировать набравшую силу тенденцию к замедлению темпов экономического роста и вынуждено вновь вносить коррективы в свою экономическую политику, в том числе прибегнуть к мерам стимулирования роста через увеличение инвестиций в инфраструктурные проекты
Сигнал об этом был подтвержден на заседании Госсовета 24 ноября, на котором обсуждались вопросы о совершенствовании управления специальными облигациями местных правительств, оптимизации использования полученных от их размещения средств и контроля за их использованием. В прошлом году для поддержания экономического роста в период экономического восстановления после масштабной волны эпидемии Covid-19 центральное правительство разрешило значительно увеличить их выпуск (общий объем выпуска 3,75 трлн юаней против 2,15 трлн юаней в 2019 г). Размещение облигаций было осуществлено в ускоренном режиме и в основном завершено к концу октября. В нынешнем году подходы заметно изменились. Сделав акцент на борьбу с системными финансовыми рисками и поставив задачу добиться снижения уровня правительственного долга, власти несколько уменьшили размер годовой квоты специальных облигаций, а также сделали их выпуск более медленным. Одновременно были ужесточены критерии отбора проектов, финансирование которых можно осуществлять посредством использования данного долгового инструмента, что в свою очередь уменьшило портфель проектов местных правительств. Однако по мере нарастания экономических сложностей темпы выпуска долговых обязательств местных правительств начали повышаться. Это стало особенно заметно в октябре, когда объем выпуска специальных облигаций стал самым крупным по году. К концу октября специальных облигаций было выпущено на общую сумму чуть больше 2,9 трлн юаней, то есть порядка 80% от суммарной годовой квоты (общий объем квоты - 3,65 трлн юаней).

Читать далее

Изображение с сайта delfi.lt


Печать   E-mail